Программа "Детский сад — дом радости"

Авторы: Н.М. Крылова, В.Т. Иванова

Научно-методическая система «Детский сад — Дом радости» состоит из трёх взаимосвязанных проектов:

  • Программы, автор Н.М Крылова;

  • Технологии, авторы Н.М. Крылова, В.Т. Иванова (соавтор сценариев), Л.В. Тимошенко (соавтор мониторинга);

  • Иннватики «Лесенка успеха», автор Н.М. Крылова.

Программа целостного комплексного интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности 

Программа ориентирует родителей и педагогов на содействие развитию и саморазвитию каждого воспитанника (мальчика и девочки), т.е. воспитание детей как представителей национальной элиты общества.

  • Программа получила золотую медаль ВДНХ, в 2004 г. допущена для внедрения в практику работы дошкольных организаций Федеральным экспертным советом Министерства образования и науки РФ.

  • По Программе обучились более 25 тысяч воспитателей, методистов, заведующих детскими садами, преподавателей колледжей регионов России и стран ближнего зарубежья.

  • К Программе разработана и многократно переиздана Технология внедрения Программы в разных возрастных группах — 64 книги, выпущены видеофильмы, проработана система «выращивания специалистов» — «Лесенка успеха».


Программа «Детский сад — дом радости» стала первой авторской дошкольной программой в России. . Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов.

На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ (Е.И. Тихеевой, АВ. Запорожца, В.С. Мерлина, А.П. Усовой, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, Д.В. Менджерицкой, В.В.Давыдова, Л А Венгера, П.Г. Саморуковой, Н.Н. Поддьякова, В.И.Логиновой, Р.С. Буре), опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности (Дж. Боткин, К. Роджерс, А.Маслоу, Д. Снигг, А. Комбс). Научной основой программы является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова.

Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; содействие овладению основами духовной культуры.

В технологии прослеживаются разнообразные формы (занятия, экскурсии, прогулки, игры, труд) и методы работы с детьми, традиционные для дошкольной педагогики, разработанные П.Г. Саморуковой, Н.Н. Поддьяковым, В.И.Логиновой, Р.С. Буре и др. Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».

 

Структурно-содержательная характеристика

Авторы предпочитают называть «Детский сад — дом радости» не программой, а научно-методической системой. В традиционном понимании программа входит в эту систему лишь как одна часть. Вторая часть — «Технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья — то, что мы называем инноватикой, условиями, которые нужно обеспечить для освоения технологии воспитателями.

Предметно-развивающая среда

Особое внимание в программе «Детский сад — дом радости» уделяется организации развивающей среды — пространства, в котором находится ребенок. Он должен иметь возможность задумывать вид деятельности и без помощи взрослого ее выполнять, достигая результата. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Пространство должно обеспечивать реализацию масштабного замысла, легко преображаться, исходя как из потребностей в организации работы, так и по желанию детей. Например, спальная комната. Большая ее часть могла бы освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда охватывать и обе комнаты.

Пространство должно систематически изменяться в соответствии:

  • с сезоном;

  • расширением и углублением представлений детей об окружающих нас «мирах»;

  • видом деятельности, которой в данный момент заняты;

  • количеством участников.

Но самое главное, в группе складываются такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он — индивидуальность.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Авторы программы «Детский сад — дом радости» считают, что наиболее трудным для педагога является установление доверительных контактов с ребенком. Технология (драматургия, авторское произведение и т.п.) освобождает время и открывает возможность для творчества с детьми, позволяет искать свой неповторимый стиль профессиональной деятельности, свой почерк интерпретации предлагаемых событий.

Метафорой «Лесенка успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития ребенка. Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество).

У воспитателя «вершина» оказывается зеркально противоположной. Для воспитателя каждый этап восхождения ребенка по «Лесенке успеха» (а особенно достижение четвертой ступени каждым из воспитанников) отражает успешный результат, эффективность всей работы служит показателем сотворчества с ребенком и его семьей. Восхищаясь своими воспитанниками, педагог утверждается в своем профессиональном мастерстве, чувстве собственного достоинства. Он начинает ощущать и оттачивать в себе свой особый неповторимый стиль, в совершенствовании которого находит путь личностного и духовного роста.

Результаты апробации программы

Программа имеет богатый опыт внедрения в разных регионах России и ближнего зарубежья. В 1990 г. программа была награждена Золотой медалью ВДНХ СССР. В настоящее время программой охвачено около 163 детских садов и 20 000 детей.

Copyright © 2011 "Школа Знайка"